Схема автоматического управления электродвигателем выгружного шнека смесителя в программном режиме при перегрузке двигателя.
Всем привет. Хочу рассказать, почему появилась на свет эта схема и что она делает. Дело в том, что у нас на работе есть специальный агрегат, который смешивает продукцию, а затем выгружает ее через специальный люк. В работе участвует два двигателя: один смешивает, другой выгружает. При выгрузке возникала проблема: за счет утрамбовки продукции клинил шнек выгрузки и каждый раз срабатывало тепловое реле. Это было очень неудобно, особенно, в смену, когда не было электриков. Вот тогда пришлось разработать вот эту схему.
В основе автоматического управления шнеком было заложено включение реверса, чтобы убрать нагрузку со шнека. Схема работает так. Если шнек не забивается, выгрузка продукции происходит в штатном режиме, можно включать двигатель смесителя для лучшей выгрузки продукции. При перегрузке двигателя выгружного шнека, последний отключается, затем включается в другую сторону, тем самым разрыхляя продукцию, которая утромбовалась в лопастях шнека. Затем снова двигатель включается на выгрузку. Датчиком послужила токовое реле, включенное в цепь питания двигателя шнека.
Итак, давайте теперь детально разберемся со схемой. Она состоит из двух промежуточных реле KL1 и KL2, четырех реле времени КТ1-КТ4, двух катушек магнитных пускателей для включения шнека КМ «В» (вперед) и КМ «Н» (назад), двух индикаторных ламп НL1 и HL2 с сопротивлениями R1и R2, токового реле КА, а также штатной кнопочной станцией SB1 и SB2.
Работает схема так. При подаче напряжения на кнопку SB1, загорается зеленая лампа HL2. Свечение этой лампы означает, что можно включать электродвигатель смесителя, так как провод, подсоединенный к лампе отходит на катушку пускателя смесителя. Теперь включаем пусковую кнопку SB2. При этом включится катушка промежуточного реле KL1, замкнутся одноименные контакты в цепи управления катушкой КМ «В» и двигатель запустится, также придет напряжение к контакту токового реле КА и к катушке реле КТ3, одновременно зашунтируется кнопка SB2, лампа HL1 горит, что означает включение двигателя шнека, а лампа HL2 гаснет (отключение контакта КV1 в этой цепи), контакт КТ3.2 разомкнет цепь катушки КТ2. Контакт КТ3.2 выключается сразу, а включается по истечении определенного времени.
В режиме нормальной работы двигателя через определенное время, в нашем случае 40 сек., включится контакт КТ3, подав напряжение на управление смесителем, лампа HL2 загорится.
В случае, если в цепи двигателя шнека, ток превысит допустимого, срабатывает реле КА (контакт КТ4 замыкается уже через 2 сек. после запуска двигателя) и замыкаются ее контакты в цепи катушек KL2, КТ1 и КТ2. Реле КL2 включится, заблокируются контакты КА, отключатся контакты в цепи катушки КМ «В», двигатель останавливается. Через 2 секунды замыкается контакт КТ1.1, получит питание катушка магнитного пускателя КМ «Н» и двигатель запустится в обратную сторону. Одновременно с замыканием КТ1.1 разомкнутся контакты КТ1.2 (они оба находятся на одной стороне пневмо-реле), обесточив катушку КТ3. Контакт КТ3.1 тут же разорвет цепь питания управления двигателем смесителя и лампа HL2 погаснет. Через небольшой отрезок времени, в данном случае 6 секунд, которых вполне достаточно прогнать шнек в обратную сторону, нормальные замкнутые контакты КТ3.2 разомкнут цепь катушки КТ2, которая разомкнет свои контакты, обесточив катушку пускателя КМ «Н», двигатель при этом остановится. Контакты КТ2.2 в цепи контакта токовой катушки и катушек реле КL2, КТ1, КТ2 отключатся, но с выдержкой времени 2 сек., что дает ему полностью остановиться. Отключившись, катушка KL2 вернет в исходное состояние свои контакты в цепи пускателя КМ «В» (КL2.1) и двигатель запустится в нужную сторону.
Реле времени КТ4 нужно для того, чтобы контакты токового реле не включали катушку КL2 во время пуска, так как в это время преобладает достаточно высокий ток. Время задержки контакта КТ4 1-2 секунды, что вполне достаточно для нашего случая раскрутить двигатель до номинальных оборотов. Не забываем поставить блок-контакты в цепи катушек пускателей. В качестве промежуточных реле были использованы реле РПУ –2- 3М, реле времени КТ1, КТ2 - РВП -72-3221, КТ3 - РВП-72-3222, КТ4 - РВ-225, токовое реле - типа РТ-40/16 (16 - примерный номинальный ток, на который рассчитан данный двигатель). Схема автоматического управления магнитными пускателями изображена на рис. 1, схема силовой части управления двигателем шнека размещена на рис. 2. Схема соединений, или монтажная схема изображена на рисунке 3 в виде фото.